Top.Mail.Ru
Москва
Главная СМИ о нас Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

В Новосибирске делают инновационные коляски, которые без пандусов могут подниматься по ступенькам и перешагивать через бордюры. Корреспондент Анна ВИНОГРАДОВА отправилась в Сибирь, чтобы покататься на коляске, с которой ты можешь все.

Инвалидная коляска заезжает на высокий бордюр и застревает. Ни туда ни сюда. Юра нажимает на кнопку, колеса поднимаются вверх, на землю опускаются гусеницы. И медленно, переваливаясь с боку на бок, коляска едет дальше. Сегодня Юра штурмует дороги в родном Новосибирске, то по грязи, то по снежной каше, а еще вчера он ездил по песку в Бейруте.

Юрий Ларин, инструктор и эксперт по доступной среде, учит других ездить на электрической коляске-ступенькоходе. Он сам инвалид-колясочник, который на личном примере показывает, как пользоваться чудо-техникой. В его послужном списке Сингапур и Гонконг, Япония и Китай, Испания, Англия и Германия, Катар и Канарские острова. Новосибирские коляски продают в 40 странах мира.

Юрий не один год представляет Россию на международных соревнованиях «Кибатлон» для инвалидов-колясочников. «Меня там все спрашивают, – говорит Юрий, – а у вас есть какая-то тренировочная база, трасса? А зачем мне трасса? Я проехал от завода до центра Новосибирска и обратно, мне этого уже хватает».

Я тоже хочу такую машинку!

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира
Юрий Ларин на личном примере показывает, как пользоваться чудо-техникой

Эти чудо-вездеходы делают на новосибирском заводе «Катэрвил». Название компании – сочетание двух английских слов, caterpillar – гусеница и wheel – колесо. Придумал ступенькоход 10 лет назад инженер-конструктор, изобретатель Иван Невзоров для друга Миши, который упал с турника и сломал позвоночник.

Начинали в гараже вместе с женой, сейчас у компании свой завод, полный цикл производства. Одновременно в работе около 100 изделий, одни в стадии изготовления деталей на лазерном станке, другие проходят последнюю проверку. «Коляска состоит примерно из 2000 деталей, 95% из них мы производим самостоятельно», – говорит директор «Катэрвил» Иван Невзоров.

Все модели делают под заказ, с индивидуальными функциями. Есть даже коляски для игры в футбол, единственные в России. Тут с этим просто: возникла идея – попробовали, доработали, запустили. Сегодня Иван Невзоров испытывает новую задумку – коляску-вездеход с вертикализатором. На ней человек сможет ехать стоя. Или остановиться и отдохнуть лежа. Иван нажимает кнопку, и вертикализатор принимает горизонтальное положение.

То и дело устраивают тест-драйвы, выезжают в город сразу на нескольких колясках. И слышат за спиной мальчишечьи голоса: «Мама, я тоже хочу такую машинку!» Коляски и правда похожи на мини-автомобили.

Могут спуститься в метро или подняться по ступенькам на 27-й этаж высотного дома, попутно засекая, сколько времени коляска разворачивается на площадке между этажами. Крабовый разворот позволяет ей крутиться на месте.

Катюша у нас девочка умная

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира
Иван Невзоров испытывает новую задумку – коляску-вездеход с вертикализатором

Я тоже решаюсь попробовать. Управление на пульте, джойстик слушается малейшего движения руки. Коляска может разогнаться до 7–10 км/ч. Самое страшное – подъем по лестнице. Нужно подъехать задним ходом, ровно встать и перейти в гусеничный режим. Когда гусеницы касаются ступенек и начинается подъем, кресло само собой меняет положение, чтобы не было сильного наклона и человек не упал.

«Не бойтесь, коляска ловит, она у нас девочка умная», – подбадривают меня. Коляска действительно умная, ее мозг – сложное электронное устройство, в автоматическом режиме оно определяет положение коляски относительно горизонта, центр тяжести, чтобы в нужный момент его сместить. «Катюша», так ее прозвали покупатели, сама остановится, если двигаться дальше будет небезопасно.

«Всю электронику с самого начала мы разрабатывали самостоятельно, три года прошло от идеи до прототипа, даже не до готового изделия, – рассказывает Иван Невзоров. – Зато теперь это открывает нам практически безграничные возможности. Любой функционал, который нужен, мы можем реализовать.

Вот пишет нам человек: мне нужно управление подбородком, потому что у меня не только ноги не работают, но и руки. И мы делаем управление подбородком. А потом оказывается, что такой человек не один. И это превращается в отдельную опцию».

Твоя личная доступная среда

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

В России около 320 000 инвалидов-колясочников. И большинство заперты в своих квартирах. Узкие лифты и дверные проемы, неудобные пандусы, если они вообще есть, разбитый асфальт или тропинки вместо пешеходной дорожки зимой. Можно заехать на тротуар по плавному подъему, а в конце упереться в бордюр. Наша доступная среда очень непредсказуемая и часто сделана для галочки.

«Даже в каких-то современных, модных местах. Она делается не теми людьми, которые пользуются доступной средой. Яркий пример – «Крокус сити холл», где вроде бы были пандусы, но не везде, – рассказывает Ольга Барабанова, директор московской компании «Кинезис», которая производит ультралегкие активные коляски.

– У колясочника в среднем должно быть три коляски, это прожиточный минимум. Это может быть проходимая, спортивная коляска, чтобы ездить на природе, электрическая коляска, в которой ты параллельно везешь сумки с продуктами из магазина или ребенка на коленях, и легкая карбоновая (карбон – углепластик, ткань из волокон углерода. – Ред.), на которой ты каждый день передвигаешься дома, на работе. Таким образом закрыты твои базовые потребности. Но мы пока никак не можем вырваться просто из концепции выживания».

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

«Кинезис» помимо взрослых производит детские инвалидные коляски, «коляски первых шагов», на которых ребенок с полутора лет может передвигаться самостоятельно. «Живет в Иркутской области девочка Ясмина, в деревне, где вообще нет нормальных дорог. И она все лето гуляет на нашей коляске, ездит на ней в детский сад. Это для России пока еще удивительно», – говорит Ольга.

Карбоновые коляски производят и на Дальнем Востоке. В Третьяковской галерее коляска из Владивостока заняла почетное место на экспозиции «История российского дизайна. Технологии для человека». Завод iCross основал предприниматель Андрей Теняков, после аварии он сам оказался в инвалидном кресле.

Для большинства российских производителей колясок это не просто бизнес, а личная история. У Ольги Барабановой была компания по производству детских велосипедов, проект инвалидных колясок появился, когда она помогала как волонтер в детском хосписе.

Делают инвалидные коляски и в Калининграде. Причем вполне успешно конкурируют с китайскими производителями, которые сейчас стали основными зарубежными поставщиками колясок в Россию.

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

«Мы перешли к массовому продукту, у нашей коляски-стандарт задача пять раз в день быть сложенной и разложенной, уместиться в багажнике легковушки и чтобы ее легко было поднять даже хрупкой девушке. Таких колясок сейчас мы делаем около 1000 в год», – рассказывает основатель компании «Обсервер» Роман Аранин. В прошлом летчик после падения с параплана он оказался обездвижен. Может только двигать головой, что не мешает Роману управлять предприятием.

На получение сертификата уходят годы

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

Основная сложность, с которой сталкиваются все производители колясок в России, – долгая процедура получения медицинского сертификата. А без него невозможно продавать коляски через Фонд социального страхования (ФСС).

«Если ты производитель колясок и не продаешь ФСС, то перспектив у тебя вообще нет. С нашими колясками-вездеходами мы так и не получили регистрационное удостоверение Росздравнадзора, не подтвердили, что это инвалидная коляска, сейчас это, грубо говоря, четыре колесика, мотор, гироскоп и сиденье. И в результате мы имеем минимум продаж», – говорит Роман Аранин.

На получение сертификата уходят годы. К примеру, компании «Катэрвил» как-то отказали по той причине, что у коляски не только колеса, но и гусеницы.

Новосибирские коляски продают в 40 странах мира

«Обсервер» и «Катэрвил» успешно сотрудничают и не считают друг друга конкурентами. Сейчас в Калининграде испытывают новосибирские джойстики, а пресс-формы для пластиковых подножек Роман Аранин отправил Ивану Невзорову. «У нас одни и те же принципы, мы оба помешаны на «сделано в России», а не на переклеивании наклеек», – говорит Роман.

Иван Невзоров уверен: «Сейчас в среде предпринимателей купи-продай – уже не модно. Лучше пусть даже небольшое производство, но свое. Делать то, что не умеют другие».

А Ольга Барабанова добавляет: «Это довольно печально и унизительно, если ты всю жизнь зависишь от того, поможет тебе кто-нибудь или нет. Наши ценности – изменение вот этой тюремной ситуации, в которой жизнь инвалидов в России является невыносимой».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-invalidnaya-kolyaska-stanovitsya-tvoej-lichnoj-dostupnoj-sredoj/

Успешно отправлено!
Скоро наш менеджер свяжется с вами для подтверждения даты и согласования времени тест-драйва.

-->